Для Джеффа Холла (Jeff Hall), полицейского из штата Аляски, это могло быть проверкой его огневой подготовки и навыков ведения стрельбы. Ветеран Вьетнама, служивший в 173-й воздушно-десантной бригаде, и его напарник, Трой Данкан (Troy Duncan), находились среди дюжины полицейских, высаженных в 100 милях западнее Фэрбенкса для преследования серийного убийцы. Неподалеку от Мэнли Хот Спрингс семья, ехавшая на квадроциклах, случайно заметила мужчину, уничтожавшего два трупа – в то же мгновение он убил всех троих и закапывал их тела в момент, когда прибыло еще два человека. Они стали следующими жертвами. Затем убийца, Майкл Силка (Michael Silka), человек без определенной цели и занятий, убил траппера, чтобы украсть его лодку, увеличив количество смертей до восьми, и скрыться.
Чтобы поймать Силка, бежавшего вглубь лесов, нельзя было терять ни минуты. Тактическое подразделение полиции Аляски, подразделение быстрого реагирования, посадило офицеров SWAT на борт двух вертолетов и двух самолетов обследовать реки в поисках украденной лодки. Она была замечена вытащенной на берег в притоке реки Зициана, в 20 милях от места убийства.
|
На борту зависшего вертолета береговой охраны 3 снайпера ловят цель
из винтовки Robar .50-го калибра. |
Вертолет Холла, Bell «Jet Ranger», был вызван для обеспечения прикрытия, в то время как другой вертолет будет высаживать поисковую группу. Пока «Jet Ranger» парил над верхушками деревьев, Холл внимательно осматривал местность через открытый прицел своей винтовки M16A1, а Дункан – через трехкратную оптику своей M16. Оба имели двадцатизарядные магазины, снаряженные трассирующими пулями. Поверх них в ветви деревьев внизу вглядывался командир отряда Е, капитан Дон Лоуренс (Don Lawrance), но не мог заметить ничего, кроме лодки Силка.
Вертолет повернулся, и... вот он со вскинутой винтовкой! Дункан, Холл и Силка выстрелили одновременно, при этом не попав в цель. Они снова выстрелили. Дункан откинулся назад, получив смертельную пулю калибра .30-06 от Силка, и Лоуренс также был ранен осколками пули. Вертолет сместился в сторону; Холл видел, как Силка вложил новый патрон в свой Ruger, а затем поднял его. Холл выстрелил в кружащуюся листву, и его очередь убила, возможно, худшего серийного убийцу в истории Аляски.
Джефф рассказал мне эту душераздирающую историю, когда я был на Аляске в качестве инструктора по снайпингу для полицейских. Это прекрасный пример, поскольку он включает в себя основные элементы, характерные для большинства полицейских снайперских действий с воздушных судов, и первой из них является необходимость – не было никакой приемлемой альтернативы, кроме как использовать авиационную платформу. Нью-Орлеанский инцидент с Ховардом Джонсоном, описанный в главе 1, точно также являлся случаем необходимости, когда другие меры не могли нейтрализовать стрелка Джима Эссекса, находившегося на крыше.
Другим компонентом, как видно из случая на Аляске, является то, где летательный аппарат ведет преследование или наблюдение, и который становится платформой для стрельбы, особенно если при этом по нему стреляет преступник. В 2004 году в солнечном штате Калифорния полицейские на вертолете вели поиск пешего стрелка, который убил двух людей неподалеку от Ирвина, когда подозреваемый Джерри Ларсен (Jerry Larson) открыл огонь из винтовки, ранив пилота. Их ответный огонь убил Ларсена, тем самым эффективно закончив операцию.
|
Снайпер, находящийся в вертолете, такой как этот сотрудник управления
маршала США, может остановить транспортное средство при помощи
точной стрельбы из винтовки. |
Армейский подход к стрельбе с летательных аппаратов таков – в определенных ситуациях это наилучшая платформа для стрельбы. Например, мой друг, отставной старшина из спецназа ВМС SEAL Джим Каубер (Jim Kauber) в конце 1980-х годов, летевший ночью через Персидский залив, высунулся из армейского вертолета OH-58, чтобы воспрепятствовать деятельности иранских катеров и минных заградителей. Оснащенный прибором ночного видения Litton M845 на своей винтовке M16, Джим был одним из тех, кто участвовал в операции «Earnest Will». Каубер и его когорта охотились в темноте, используя установленную на вертолете ИК-систему, стреляли без предупреждения, а затем исчезали до рассвета.
|
Старшина спецназа ВМС SEAL
Джим Каубер (Jim Kauber) готов
к вылету над Персидским заливом
для выполнения специального
задания ночью. |
Американское командование специальных операций назвало эти операции в Заливе «первыми успешными ночными боевыми действиями, которые нейтрализовали вражескую угрозу, используя при этом авиационные очки ночного видения пилота и инфракрасные устройства переднего обзора».
Реалистичные операции, реалистичные оценки
Зачем использовать авиационную платформу для стрельбы? Потому что нет местного предмета равной высоты или намного выше, чем высота самой цели, подобно стрелку Ховарду Джонсону (Howard Johnson) из Нового Орлеана или снайпера с техасской башни. Вдобавок к этому, может не быть другого подходящего маршрута подхода, как в случае, например, использование вертолетного десанта для захвата нефтяной платформы или ведение поиска и захвата при высадке на судно в море. Или когда вы сопровождаете вертолетный десант для того, чтобы обеспечить огневое прикрытие огнем бойцов, спускающихся по тросам на крышу здания, захваченного террористами.
По правде говоря, из-за свойственного вертолету движения и вибраций, снайпер не может гарантировать точно такую же меткость стрельбы, как на земле. Однако, снайпер, находясь в вертолете, может вести точный и эффективный огонь со значительно большей свободой действий, чем пулемет с ленточным питанием, который, возможно, является единственным альтернативным стрелковым оружием.
Продолжая наши реалистичные оценки, коснемся того, что когда вы подлетаете достаточно близко, чтобы открыть огонь по врагу – за исключением случаев, когда вы превосходите его более мощным оружием – он также находится на расстоянии, позволяющем открыть огонь по вам. Ваши звуковые и визуальные характеристики безошибочны, ваша позиция остается без укрытия, и если вы делаете облет по кругу, то ваш полет становится предсказуем. Далее, не только вы становитесь уязвимы для ответного огня, но уязвимыми также становятся ваше воздушное судно и летчики. И противнику не нужно бороться с движением и вибрациями воздушного судна, чтобы устойчиво целиться.
С другой стороны, из моего опыта большинство врагов на земле не понимают, насколько четко – и с достаточно большого расстояния – за ними могут наблюдать и обстреливать с воздуха, и с этой точки зрения это большой плюс.
|
Снайпер морской пехоты устроился в двери,
пока вертолет Seahawk ВМС США кружит
над кораблем в Средиземном море во время
тренировки по высадке и захвату судна. |
Оптика, оружие и боеприпасы
Более чем что-либо, я полагаю, что стрельба с воздушного судна – это проблема засечки цели, поэтому первым делом стоит рассмотреть оптику. В связи с ограниченным полем зрения и чрезмерным воздействием вибрации воздушного судна на видимость, я бы оценил оптику с постоянной кратностью 10х, устанавливающуюся на большинстве армейских снайперских винтовок, как наименее эффективную. Возможно, имея большой практический опыт, действительно хороший стрелок смог бы отлично использовать прицел 10х с движущегося вертолета, но все-таки большинство стрелков находит это достаточно трудным. Если у вас прицел с переменной кратностью, установите его на минимальную кратность, чтобы увеличить поле зрения и снизить визуальное искажение из-за вибрации и движения воздушного судна. Еще лучше использовать прицел с небольшой кратностью, такой как ACOG или голографический прицел EOTech.
Что касается винтовок, большинство стрелков соглашаются с тем, что выбирать винтовку с продольно-скользящим затвором стоит в последнюю очередь, потому как практически всегда требуются повторные выстрелы, и сочетание небольшой емкости магазина и медленной перезарядки является настоящей помехой. Я думаю, намного лучше использовать штурмовую винтовку калибра 5,56-мм или даже лучше 7,62-мм. Хорошо подходят в данном случае модификации винтовок SASS или M14.
И, наконец, боеприпасы. Сложно проследить за попаданием армейских или матчевых пуль с зависшего вертолета, даже если наблюдатель использует бинокль. Когда начнется бой, ничто не сравнится с немедленной обратной связью от трассирующей пули, которая создает для вас трассу для того, чтобы вы могли скорректировать свой полуавтоматический огонь – огонь-наблюдение-корректировка-огонь – цикл, повторяющийся снова и снова, позволяя вам при этом прекрасно корректировать упреждение и выносить точку прицеливания его до тех пор, пока вы не попадете прямо в цель.
Способы, которые работают
Во-первых, наиболее эффективной для пилота и стрелка является посадка в тандеме, то есть стрелок за пилотом. Почему? Таким образом, оба могут смотреть с одной и той же стороны воздушного судна на общую область расположения цели, что упрощает коммуникацию и описание цели.
|
Наиболее практическое решение: прицел ACOG с небольшой кратностью
и штурмовая винтовка, готовая стрелять только трассирующими пулями
в полуавтоматическом режиме. |
С точки зрения стрелка, вы будете более устойчивы сидя в кресле, хотя страховочный трос дает больше свободы движений, чем привязной ремень. Не используйте каркас воздушного судна для установки винтовки, так как любой прямой контакт будет передавать вибрацию. Вместо этого используйте свое тело как амортизатор или приспособьте подвеску или грузовые ремни в качестве опоры, как показано на фото на странице.
Как только вы приблизились к цели, и вертолет наберет высоту, чтобы замедлить ход и зависнуть, для экипажа очень важно воздерживаться от переговоров по внутреннему переговорному устройству, чтобы вы могли напрямую разговаривать с пилотом – не через члена экипажа или вашего наблюдателя. Учитывая каждый отклик на изменения угла, регулировки положения или другого движения, пилот и вы работаете в команде. Наиболее эффективное взаимоотношение подобно тому, какое было во время Второй Мировой Войны, когда наводчик бомбардировщика напрямую сообщал пилоту, где должен лететь самолет в те решающие мгновения, когда он наводил авиационный прицел. Вы являетесь тем наводчиком, следящим через авиаприцел. Он является командиром воздушного судна, но он должен понимать, что, только летя под определенным углом, с определенной скоростью и зависанием, которыми наилучшим образом способствуют вашей стрельбе, вы будет иметь существенный шанс выстрелить и преуспеть в выполнении общей задачи. Такого рода взаимопонимание развивается благодаря практике, тренировкам и опыту.
Стреляя исключительно трассирующими пулями, вы направляете огонь в цель, сразу же внося поправки, наблюдая за пулями. Попутно вы устраните опасность рикошетирования, если огонь будет вестись под острым углом – но это также сделает вашу цель тоньше и меньше для попадания.
Поймите, что не существует правила, которое гласит, что вы ограничены одним стрелком. Абсолютно приемлемо использовать двух или трех снайперов на борту воздушного судна, обеспечивая их достаточным пространством, чтобы стрелять, не мешая при этому друг другу. Если они тренировались или работали вместе до этого, то они могли бы иметь одного наблюдателя на двоих.
|
Этот снайпер морской пехоты носит летный шлем для
связи с пилотом, и его винтовка закреплена с помощью
подвески. |
Ночь может стать наилучшим временем для стрельбы с воздушного судна, так как вы можете стрелять из затемненного вертолета и использовать американскую технологию наиболее полным образом. Используйте прицел ночного видения, такой как PVS-10, но не устанавливайте инфракрасный лазерный осветитель на свой шлем, иначе вы можете случайно повернуться к пилоту и ослепить его. Вместо этого ваш наблюдатель должен «подсвечивать» цель, используя ручной ИК лазер. Или же вы можете носить очки ночного видения и использовать инфракрасный лазерный целеуказатель на своей винтовке и стрелять невидимыми трассирующими пулями.
Другой способ стрельбы
Как и многие другие специалисты-разведчики из групп SOG, которые часто облетали Южный Лаос на бреющем полете, во многих случаях я поражал северо-вьетнамских солдат с воздуха. Это происходило с борта или вертолета или же самолета, в последнем случае это чаще всего был самолет О-1 Bird Dog.
После нескольких атак на пролете и при облете по кругу, я изучил способ стрельбы, который доказал свою точность и эффективность. Моим оружием был карабин CAR-15, отец современного карабина М4, и моими боеприпасами были просто трассирующие пули.
Во-первых, это необычный способ удерживать свое оружие. Захватите верхнюю часть цевья левой рукой и согните свой локоть прямо от себя. (Это может варьироваться в зависимости от типа воздушного судна и расположения двери.) Теперь дуло находится всего в нескольких дюймах левее вас, немного выше талии. Ваша левая рука «заблокирована» напротив вас, и вы не сможете ей двигать, так как она является точкой вращения.
Крепко возьмите пистолетную рукоятку правой рукой, но поверните ее на 90 градусов против часовой стрелки так, чтобы рукоятка была направлена от тела примерно на уровне груди. В таком положении вы сможете видеть трассирующие пули четче, чем при наблюдении в прицел. Теперь, устойчиво удерживая винтовку, стреляйте в полуавтоматическом режиме, наблюдайте за трассирующей пулей, а затем вносите поправки, чуть-чуть поворачиваясь. Все поправки вносятся правой рукой. Выстрел-поправка, выстрел-поправка, выстрел-поправка. Беспокойтесь только о двух вещах: четко следите за траекторией трассирующей пули, и выпускайте равномерный поток трассирующих пуль в полуавтоматическом режиме, чуть-чуть корректируя каждый выстрел. Вы будете в некотором роде «выпускать» патроны, но на самом же деле вы будете стрелять точнее, чем из пулемета. Уже на третьем или четвертом патроне, используя этот способ, я смог попасть трассирующей пулей прямо в голову вражеского солдата, находящегося в сотнях ярдов, даже с заднего сиденья летящего О-1. На фото на этой странице показано, как Майк Бакленд (Mike Buckland), который ходил со мной в разведку в составе SOG, также смог это сделать. Возможно, это выглядит менее технично по сравнению с некоторыми современными методами, но это прекрасно работает и быстро изучается.
The Ultimate Sniper:
An Advanced Training Manual for Military
and Police Snipers
Maj. John L. Plaster, USAR (Ret.)