В действительности, стрельба из винтовки, и особенно стрельба с большой точностью, требует одновременного применения множества составляющих навыков. В общем, их можно разделить к сферам дыхания, обработки спуска, корректировки прицельной картинки и неподвижного положения тела. С каждым произведенным выстрелом, время от времени вы синхронизируете весь этот спектр компонентов, пока они не сложатся воедино, и не образуют единый интегрированный акт выстрела.
Дыхание
Когда вы дышите, ваша грудь расширяется и сжимается. Это циклическое движение передается вашей винтовке, заставляя ее немного подниматься, а затем немного опускаться с каждым вздохом.
Обучаясь управлять дыханием, вы фиксируете короткий период покоя, во время которого винтовка неподвижна, как скала, в это время вы можете сделать точный выстрел. Все дело заключается в том, чтобы с помощью контроля дыхания задержать ваше дыхание в безупречной синхронизации с другими интегрированными компонентами выстрела. Но это проще сказать, чем сделать.
Проблема состоит в том, что вы можете задержать дыхание всего на несколько секунд, пока кислородное голодание не начнет ухудшать зрение и не приведет к возникновению небольшой дрожи, которая будет сильнее, если вы никогда раньше не задерживали дыхание. Чтобы испытать этот эффект, посмотрите на удаленный объект и задержите дыхание; через примерно восемь секунд, вы обнаружите, что стало трудно видеть его четко.
Дыхательные циклы и производство выстрела. |
Существует определенная техника правильного дыхания. Во-первых, увеличьте содержание кислорода в вашей крови, сделав один-два глубоких вдоха. Независимо от того, какой способ дыхания вы используете, любой из них должен начинаться именно так. Теперь давайте усложним. Обратите внимание, что при нормальном дыхании продолжительность цикла составляет четыре-пять секунд.
Теперь, на мгновение обратите внимание на ваше собственное дыхание. Почувствуйте его цикл, вдох и выдох, вдох и выдох. Оно спокойное, а не учащенное.
Если вы специально обратите внимание на него, вы заметите очень короткую паузу сразу после выдоха и перед вдохом. Эта двухсекундная пауза – называемая естественной дыхательной паузой – самая устойчивая точка во всем дыхательном цикле, и выстрел, сделанный во время нее должен быть наиболее устойчивым. Но поскольку пауза продолжается всего две секунды, ее может быть недостаточно для прицеливания и выстрела. Поэтому стрелок-высокоточник увеличивает эту паузу, задерживая дыхание сразу после выдоха. Такой способ «пустых легких» показан на иллюстрации на предыдущей странице.
Соединив все это вместе, сначала сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы насытить кислородом кровь. Затем, делаем обычный выдох и задерживаем дыхание. Теперь, оставаясь полностью спокойным и неподвижным, нажимаем на спусковой крючок. Хороший стрелок применяет такой способ дыхания для производства каждого выстрела, поскольку он дает возможность удерживать оружие наиболее неподвижно.
Но как снайпер, вы можете не располагать достаточным временем для производства нескольких подготовительных вдохов или даже для того, чтобы успокоить дыхание перед выстрелом. В некоторых особых стрелковых ситуациях, от вас потребуется произвести выстрел по команде или в то мгновение, когда появилась цель – готовы вы или нет.
Поэтому, вы должны практиковаться в стрельбе, задерживая дыхание в наполовину заполненных и на три четверти заполненных легких точно так же, как и с полностью пустыми легкими. Мы изобразили все эти дыхательные циклы. Они почти такие же устойчивые, как техника пустых легких, но то, что теряется в устойчивости, приобретается в гибкости. Я обнаружил, что мои наилучшие стрелковые результаты достигаются при задержке с наполовину пустыми легкими, когда выстрел производится в течение примерно четырех секунд.
Как только опытный снайпер обнаруживает цель, он начинает глубоко дышать, так что он готов открыть огонь, как только приклад винтовки достигнет его плеча. Я также обнаружил при охоте на крупную дичь, что такое глубокое дыхание помогает мне успокоиться перед производством выстрела.
Начинающий стрелок обычно тратит много времени на каждый последующий выстрел и должен повторять весь цикл. Если вы не можете сделать все вместе во время одного дыхательного цикла, выдохните и начните сначала; не нужно продолжать и производить выстрел любой ценой! Такое правильное повторение во время тренировок позволит вам сделать все правильно в условиях стресса.
Прицельная картинка
Второй компонент интегрированного акта выстрела – правильная прицельная картинка, которая должна быть также синхронизирована, как и все другие элементы.
Наиболее важным аспектом постоянной прицельной картинки является правильное удаление выходного зрачка – удержание вашего глаза точно на одном и том же расстоянии от окуляра, выстрел за выстрелом. Это уменьшит возможный параллакс, увеличит прохождение света, и позволит вам видеть наибольшее поле зрения.
Точка контакта с прикладом, которая представляет собой место, где вы касаетесь щекой приклада, должна стать привычкой для мышечной памяти, чтобы ваш глаз автоматически оказывался на правильном расстоянии, и вы могли при необходимости открыть огонь сразу же после того, как винтовка коснется вашего плеча. Гари Шрамл (Gary Schraml), офицер в отставке и мастер стрельбы, который работает с моими винтовками, идет даже дальше, делая небольшое углубление на своих штучных ложах, чтобы щека стрелка не могла опираться, а достигала хорошего контакта с прикладом.
На рисунке мы показали правильные и неправильные прицельные картинки. Обратите внимание, что ключевым признаком любых ошибок является присутствие теней на прицельной картинке. Если у вас правильный контакт с ложей, у вас будет правильное удаление выходного зрачка, а это приведет к правильной прицельной картинке.
Закрывать ли вам нестреляющий глаз – ваше дело. Некоторые хорошие стрелки будут критиковать меня за это, настаивая на том, что единственный способ стрелять правильно – это стрелять с двумя открытыми глазами, отмечая, что зрачок закрытого глаза расширяется, и таким образом ухудшает зрение открытого глаза и т.д. С научной точки зрения это верно, но я знаю слишком много превосходных стрелков, которые закрывают один глаз, особенно природных стрелков-самоучек, чтобы заявлять, что стрельба с двумя открытыми глазами является «единственным» приемлемым способом стрельбы. Я думаю, что приступающие к обучению курсанты-снайперы должны изучать способ стрельбы с двумя открытыми глазами, а опытные стрелки должны опробовать этот способ, но ни у кого нет монополии в этом споре.
Только на верхнем левом рисунке показана правильная прицельная картинка. Другие являются следствием неправильного удаления выходного зрачка до прицела или плохой прикладки. |
Однако наблюдение двумя открытыми глазами во время ожидания появления замаскировавшегося «плохого парня» абсолютно необходимо для предотвращения уставания глаз. Ваше зрение немного ухудшается, даже если вы просто слишком долго вглядываетесь через прицел. Чтобы поддерживать зрение неутомленным, двигайте глазами и даже полностью убирайте голову от прицела, если ситуация позволяет это сделать.
Также важен способ, которым вы используете перекрестье прицела для прицеливания. Далее мы покажем, как разбивать неясную цель или выбирать маленькую точку на большой цели, чтобы ваш мозг и глаз могли точно сфокусироваться. С этим связано сознательное сосредоточение на перекрестье в мгновение выстрела для наиболее точного прицеливания. Кроме того, такое конечное сосредоточение позволит вам «оценить» выстрел. По мере практики, вы можете научиться синхронизировать нажатие спускового крючка с тем моментом, когда вы мысленно фокусируетесь в этот конечный момент на перекрестье.
Если вы можете убедить свой ум, что «все в точку», когда вы сосредоточены на перекрестии в этот конечный момент, и оно находится точно в намеченной точке попадания, результатом будет действительно невероятная точность. Этот сплав ума, зрения, и обработки спуска, по мере практики, позволит вам стрелять в тот момент, когда вы «чувствуете», что все правильно, на высоком ментальном уровне мышечной и умственной точности.
Правильное удержание рукояти
Берите винтовку за пистолетную рукоятку так же, как руку при рукопожатии – плотно, но не настолько сильно, чтобы появилось дрожание руки. Положите большой палец вдоль ложи, а не поперек нее, чтобы ваша стреляющая рука оставалась вытянутой в линию, а указательный палец мог свободно тянуть спусковой крючок строго назад. Пистолетные рукоятки и ложи с вырезом под большой палец – такие как у российской СВД, [у винтовок] Accuracy International и у моей собственной ложи производства фирмы Choate – разработаны таким образом, чтобы рука стрелка оставалась вытянутой в линию, как если бы он стрелял из пистолета для неискаженного, естественного прицеливания.
Стреляя из положения лежа или с опоры, поверните нестреляющую руку назад, под приклад, чтобы удерживать его упор в плечо, сжимая также носок, заполненный песком, который подложен под пятку приклада. Такое сжатие или расслабление немного поднимает или опускает приклад, чтобы винтовка была устойчиво направлена в цель.
Очень важно, чтобы приклад был плотно прижат к плечу, иначе он может причинить ощутимую боль во время отдачи. Когда вы готовитесь к производству выстрела, не поддавайтесь привычке поджимать мизинцем стреляющей руки пистолетную рукоятку и сохраняйте постоянное давление при спуске. Делая так, вы избавитесь от вероятности случайно напрячь указательный палец во время финальной стадии спуска.
Обработка спуска
Как вы уже должны были понять, обработка спуска является важным компонентом интегрированного акта точной стрельбы. Но обработка спуска особенно важна, поскольку более, чем любой другой фактор, неправильная обработка спуска приведет к неточности или полному промаху.
Введите в практику удержание большого пальца вдоль ложи, чтобы избежать смещения винтовки. |
Проще говоря, правильная обработка спуска – это способность спустить ударник, не допуская какого бы то ни было движения винтовки. Все проблемы с обработкой спуска вызваны вздрагиванием или дерганием спускового крючка, которое обычно является следствием ожидания выстрела – реагированием на удар отдачи, даже до того, как ее почувствовать. Стрелок слышит ужасный грохот и ощущает такой болезненный удар отдачи, что бессознательно он дергает палец, когда он думает, что винтовка должна выстрелить.
Чтобы преодолеть это, обычных пехотинцев обучают не обращать внимания на спуск курка и не ждать мгновения выстрела. Такой способ может сработать для обычного стрелка, ведущего огонь из штурмовых винтовок с усилием спуска от 6 до 10 фунтов, но это никогда не сработает для снайпера.
Совсем наоборот, снайпер повышает собственную чувствительность к ощущению спуска и обучается знать, когда произойдет выстрел, так что он может сознательно планировать мгновение, когда произойдет спуск курка. И действительно, способность произвести выстрел в заранее определенную долю секунды является сущностью стрельбы при освобождении заложников.
Помимо освоения стрельбы «всухую», снайпер обучается также справляться с отдачей настолько хорошо, чтобы она не вызывала дискомфорта и не приводила к дерганью спускового крючка. Наилучший способ безболезненного поглощения отдачи заключается в правильной прикладке винтовки к плечу, хотя далее мы приводим целый раздел в этой главе, посвященный снижению чувствительности отдачи.
Большинство американских снайперских винтовок с продольно-скользящим затвором имеют одноступенчатый спуск с постоянным, последовательным сопротивлением, предполагающим, что вы будете производить выстрел путем приложения постоянного усилия. В некоторых европейских винтовках с продольно-скользящим затвором, таких как AW компании Accuracy International и TRG-22 фирмы Sako, имеется двухступенчатый спуск с предупреждением армейского образца, с небольшим свободным ходом и небольшим предупреждением перед самым спуском курка. Я думаю, гораздо легче «дернуть» спусковой крючок на двухступенчатом спуске, который вместо постоянного усилия требует просто одного быстрого резкого движения для производства выстрела, особенно в чрезвычайной ситуации. Но независимо от того, какой спусковой механизм (одно- или двухступенчатый), все, что имеет значение – это настройка такого спуска для производства чистого выстрела. То, как вы будете заканчивать эту финальную стадию спуска, будет зависеть от обстановки. Если у вас неограниченное время, например на стрельбище, и цель неподвижна, вы можете производить спуск не торопясь. С другой стороны, быстрый выстрел по внезапно появившейся, движущейся цели, требует такого же быстрого спуска, как и выбор свободного хода [спускового крючка]. Однако развитие «обученного» указательного пальца позволит вам варьировать способ обработки спуска в зависимости от цели и стрелковой ситуации.
И когда дело доходит до фактического нажима пальца на спусковой крючок, его должен касаться только кончик пальца.
Кончик пальца гораздо более чувствителен, чем любое другое его место, хотя и кажется, что спусковой крючок предназначен для наложения сгиба сустава первой фаланги – это худшее место контакта. Кончик пальца должен находиться как минимум на нижней трети спускового крючка, чтобы использовать преимущество рычага и позволять ему описывать максимальную дугу при выборе свободного хода. Как только вы определили, где удобно располагать палец, делайте так постоянно.
Винтовки должен касаться только кончик пальца, чтобы усилие было направлено строго по прямой, было свободным и не затрагивало каким-либо образом ложу винтовки.
Положение тела
Теперь мы дошли до последнего компонента нашего интегрированного акта выстрела, правильного и постоянного применения устойчивого положения тела.
Какое положение вы будете применять для каждого конкретного выстрела, будет обусловлено вашей целью, расстоянием от поверхности земли и наличием опоры. Как снайпер, вы всегда будете использовать любую опору, какую сможете найти, независимо от того, из какого положения вы стреляете – стоя, с колена, сидя или лежа. Также опора может быть усилена путем использования ремня винтовки.
Самое устойчивое положение для стрельбы – это положение лежа, затем идут положение сидя и с колена. Наименее устойчивое положение – стоя. Очевидно, что вы предпочтете принимать положение лежа, но вам придется занимать то положение, которое наилучшим образом соответствует обстоятельствам.
Тем не менее, для всех положений верны несколько общих принципов. Во-первых, поймите, что основой для удержания вашей винтовки является ваш скелет, а не мышцы. Мышцы добавляют амортизацию и позволяют вам плотно удерживать винтовку, но на месте винтовку удерживают в большей мере кости скелета.
Во-вторых, на вашей позиции вам должно быть удобно. Это значит, что нужно изменять [свое] положение, чтобы оно соответствовало вашему телу и слегка его дорабатывать, чтобы оно соответствовало окружающей местности. Если вам удобно, вы удерживаете винтовку устойчиво и можете дольше оставаться в готовности, но без движения.
В-третьих, вы будете стрелять лучше всего, смещая тело, чтобы его положение соответствовало естественной точке прицеливания. Чтобы определить естественную точку прицеливания, закройте глаза и направьте винтовку в общем направлении цели. Теперь откройте глаза и посмотрите, правильно ли вы нацелены. При необходимости перемещайте тело в стороны; затем закройте глаза и пробуйте снова, пока естественная точка прицеливания не будет на цели. Вы можете найти естественную точку прицеливания для каждого положения и каждого выстрела.
Сказав так много о правильном положении тела, я не смогу быть [до конца] честным и реалистичным, пока не добавлю немного ереси. Слишком много было написано о принятии положения тела, которое должно быть только таким, и о том, что и как стрелок на дальние дистанции должен проверять и перепроверять здесь и там для устойчивости и так далее. Я также причастен к этому, но возможно, следующие несколько слов помогут мне искупить вину.
Вспомните предупреждения эксперта по снайпингу Первой мировой войны Герберта Мак-Брайда (H.W. McBride), который обращал внимание на то, что снайпер должен быть способен реагировать быстро, иначе ему никогда не удастся произвести выстрел. К этому важному совету я добавлю, что зачастую снайпер оказывается в ситуации, когда обстоятельства будут требовать от него вести огонь из наклоненного, некомфортного и даже «неприемлемого» положения, находясь в котором он должен изогнуться, чтобы хотя бы увидеть цель.
Любой может сделать зачетную группу попаданий в прекрасный день из положения лежа, опирая винтовку на уложенный мешок с песком и т.д. Тем не менее, как снайпер вы будете гордиться тем, что можете достичь превосходных результатов, лежа в грязи, температура которой чуть выше нуля, когда ваша шея скована судорогой.
Предполагается, что вы будете стремиться приспособиться к сложному месту действия, но реальность заключается в том, что превосходных результатов можно достичь даже в не самых лучших условиях. Единственной переменной в таких условиях, в конечном итоге являетесь вы, снайпер.
Завершение выстрела
Это – существенная часть каждого выстрела, который вы производите, но не для того, что вы делаете во время него, а для того, что вы предотвращаете, завершая выстрел.
Во-первых, определение. Завершение выстрела – это процесс, посредством которого стрелок поддерживает непрерывную концентрацию и отсутствие реакции после производства выстрела, развивая, таким образом, ментальную и физическую привычку не допускать каких- либо нарушений, что бы ни происходило в момент выстрела. Как будто он даже не производил выстрел.
Значение завершения выстрела становится более очевидным, когда вы поймете, что проходит 0,022 секунды между моментом, когда спуск освободит шептало, и тем моментом, когда ударник фактически произведет накол капсюля патрона. И затем пройдет 0,002 секунды, пока ваша пуля .308 калибра пройдет по 24-дюймовому стволу. Если во время этого периода произойдет малейшее движение, то перекрестье прицела не будет направлено точно в цель, когда пуля покинет ствол.
Один друг посоветовал мне, как донести этот момент до моих курсантов, заставив их выстрелить из винтовки, заряжаемой черным порохом, в которой задержка между нажатием на спусковой крючок и выстрелом оружия гораздо больше и движение вызывает намного больший эффект. Его подсказку можно учесть, хотя я сомневаюсь, что мы наденем оленьи кожи и станем стрелять из кентуккийских длинных винтовок, чтобы доказать это.
Что помогает мне правильно завершать выстрел, так это то, что я думаю о цели и лежу крайне неподвижно после выстрела, восстанавливая фокусировку прицела. Я даже не отпускаю спусковой крючок вперед до этого момента. Как будто я на время заморожен.
Хотя в таблице стрелку предлагается извлечь гильзу и перезарядить винтовку во время завершения выстрела, точнее будет сказать, что это произойдет секундой позже. То же касается оценки выстрела вашим наблюдателем, который задерживает объявление результата на секунду.
Завершение выстрела венчает все шаги и компоненты интегрированного акта выстрела, которые отныне вы должны уважать как целостный набор вещей, которые необходимо запомнить и применять во время тренировочных стрельб. Применение всего этого в нужном месте, в прекрасной согласованности, является отличительным признаком хорошего стрелка из винтовки. Они применяются с каждым вашим выстрелом, раз за разом.
Во время каждых стрельб я акцентирую внимание на одном из компонентов, таком как дыхание. Я обращаю особое внимание на дыхание во время каждого выстрела и прошу моего наблюдателя следить и поправлять мое дыхание. Любые другие заметные ошибки также распознаются и исправляются, но такой особый акцент на одной области помогает мне отточить этот навык.
Чтобы быть уверенными в том, что у вас есть реальная программа отработки интегрированного акта выстрела, мы отвели специальное место для записи отработки конкретного навыка во время каждых стрельб прямо на странице вашей снайперской книжки.
The Ultimate Sniper:
An Advanced Training Manual for Military
and Police Snipers
Maj. John L. Plaster, USAR (Ret.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий