Снайпер занимается стрельбой, чтобы вырабатывать постоянство. Будучи очень внимательным, он ищет способы внести постоянство в выполнение каждой своей мельчайшей задачи, поскольку он знает, что постоянство означает точность, а точность означает постоянство. Если его винтовка настроена на постоянство, и при каждом выстреле он видит одинаковую прицельную картинку, он применяет одинаковые управление спуском, дыхание, положение тела и дюжину других тончайших вспомогательных навыков – неизбежным результатом будет точная стрельба.
Чтобы сделать различие между «правильной стрельбой» и превосходным качеством работы, вы должны отточить навыки и стрелковые техники, изучаемые в этой главе. Независимо от того, обучались ли вы стрельбе из винтовки на службе или никогда не стреляли из нее до прихода в боевое подразделение вашего ведомства, в любом случае, вы извлечете выгоду из того, что здесь написано.
Отношение стрелка
Примерно половина получаемого превосходного качества [стрельбы] является следствием вашего отношения к стрельбе. Оно может как помочь вам, так и препятствовать вашему развитию.
У меня возникали некоторые проблемы с обучением стрелков из-за их самомнения. Вы можете гордиться тем, что вы делаете и тем как хорошо вы это делаете, но когда это достигает точки, когда вы начинаете оправдывать свои ошибки или препятствовать дальнейшему развитию собственного разума, это уже не гордость, а слепое самомнение. Самый верный, самый быстрый путь снайпера в ад – не обращать внимания на собственные недостатки. Как сказал однажды Грязный Гарри «Человек должен знать свои пределы», если он хочет их изменить.
Удивительно, но некоторые мужчины убедили себя, что они могут быть «естественными» стрелками, с небольшой практикой или совсем без практики. Может быть, будучи детьми, они пересмотрели фильмов Джона Уэйна. И наоборот, я обнаружил, что женщины превосходно обучаются стрельбе, поскольку их не беспокоит, насколько точно они могут «естественно» стрелять. Никогда не забывайте, что стрельба из винтовки – быстро утрачиваемый навык, и он может развиваться и поддерживаться только посредством практической стрельбы.
Первый шаг вперед в отношении к стрельбе состоит в том, чтобы выбросить из головы любые эмоциональные реакции на свою стрельбу. Станьте отстраненным, объективным наблюдателем за вашим собственным прогрессом, что позволит анализировать ошибки и находить верные решения. Будьте честны с самим собой. Стрелки из винтовки олимпийского уровня, которых я знаю – это парни, которые «медленно ходят, медленно говорят», которые не теряют самообладания, но думают, перед тем, как что-то сделать.
Соревнования, такие как этот матч в Уиттингтонском центре Национальной стрелковой ассоциации США помогает полицейским и армейским снайперам оттачивать свои навыки. |
Примите противоречивое понимание того, что вся ваша стрелковая карьера будет потрачена в борьбе за совершенствование, но абсолютное совершенство недостижимо. Никогда не преувеличивайте собственные способности; принимайте во внимание не девять хороших попаданий, а один промах, и представляйте, что привело к нему; затем применяйте ваши выводу при следующем выстреле. Соревнования это прекрасно, и я аплодирую всем победителям соревнований, но как только вы начнете думать, что вы «лучший», вы покатитесь по наклонной к Люциферу. Непрерывно спрашивайте себя: «Что я могу сделать лучше?». Сравнивайте ваши способности не с чьими то еще, а только со своими собственными.
Записывайте все подробности стрельбы в свою записную книжку, изучайте их между стрелковыми тренировками и применяйте для планирования стрельбы при последующих стрельбах.
Роль наблюдателя
Всякий раз, когда вы стреляете, ваш наблюдатель должен лежать рядом, наблюдать и инструктировать вас. И наоборот, когда он стреляет, вы становитесь наблюдателем. Вдвоем вы являетесь снайперской командой.
Роль наблюдателя заключается не в эмоциональной поддержке. Когда вы стреляете, он на 100 процентов занят выполнением специфических задач наблюдателя, таких как оценка дальности и ветра, чтение миража, обнаружение и оценка целей, наблюдение за ведением огня, подтверждение попаданий и высказывание предложений по корректирующим действиям.
Но поскольку это тренировочная стрельба, наблюдатель выступает также в роли наставника. Он помогает выполнять упражнения по противодействию отдаче и управлению спуском, следит за вашим дыханием, смотрит за тем, устойчиво ли и постоянно ли положение вашего тела и так далее. В качестве наставника он должен быть честным, но дипломатичным, терпеливым и понимающим. Таким образом, выстраивается взаимное доверие и это заставляет его больше сосредотачиваться на собственном положении тела, дыхании, обработке спуска и т.д., поскольку он должен стать более чувствительным к таким вещам, чтобы обучать вас.
Время от времени вам придется стрелять без напарника, но при любой возможности – лучше, чтобы он был с вами.
Способы улучшения стрельбы
Качество вашей тренировки никогда не будет превышать качества того, что вы вкладываете в нее. Чтобы начать тренироваться, никогда не стреляйте ни чем, кроме боеприпасов матчевого класса – армейскими или коммерческими – иначе вы просто впустую потратите время. Иногда вы должны стрелять валовыми и трассирующими боеприпасами, но просто для знакомства с ними, а не для серьезной стрелковой тренировки.
Если вы храните небольшой запас боеприпасов на случай тревоги или вернулись с полигона с остатком боеприпасов, эти боеприпасы подходят для вашей стрелковой практики. Таким образом вы производите замену ваших рабочих боеприпасов и постоянно освежаете их. Естественно и тренировочные и рабочие боеприпасы должны быть из одной партии.
Мысленно и физически сосредоточьтесь только на одном выстреле – это концепция, которую я называю «это первый выстрел за всю мою оставшуюся жизнь». Далее мы опишем способы развития концентрации на подобных поражениях с первого выстрела. В связи с этим, старайтесь считать каждый выстрел, оценивать куда он попал и заносить результаты в снайперскую книжку, даже если перед этим ваш наблюдатель сообщил точное место попадания.
Такая снайперская книжка творит чудеса, помогая вам понять вашу винтовку, ваш прицел, ваши боеприпасы и то, как вы применяете их в различных условиях. Ведите книжку постоянно и записывайте каждый выстрел. Применяйте полученную информацию для заполнения снайперской карточки баллистических данных размером 3 х 5 дюймов, описанной в предыдущей главе.
Пристреляйте вашу винтовку высококачественными боеприпасами матчевого класса и затем для всех стрелковых тренировок используйте только их. |
Стрельба «всухую» как можно чаще – наиболее удобный, недорогой и быстрый способ улучшения вашей стрельбы.
Я должен сделать здесь особый акцент относительно значения стрельбы на известные дистанции против стрельбы на неизвестные дистанции. Первая имеет место на стрельбищах с хорошо заметной разбивкой на дистанции и мишенями, обычно расставленными в линию на 100, 200, 300 ярдах и т.д. На стрельбищах с неизвестными дистанциями мишени, обычно замаскированные или поднимающиеся, расставлены на неравномерных расстояниях, без указателей того, как далеко они находятся. Снайперу нужны оба вида стрелковых тренировок.
При тренировочной стрельбе на известные дистанции подтверждается, насколько точны характеристики компенсатора снижения траектории пули (КСТП), развивается постоянство и уверенность в оценке расстояний, а также стрелок готовится к стрельбе на неизвестные дистанции. Очевидно, что стрельба на неизвестные дистанции оттачивает навыки обнаружения целей и оценки расстояний, которые являются критически важными снайперскими навыками. Оба типа тренировок важны и нужны.
Тренировка в стрельбе по мишени с кругами, с которой начинаются каждые стрельбы, должна проводится на стрельбищах с известными дистанциями. Последующие упражнения, которые добавляют реализма и напряжения, должны проводиться на стрельбищах с неизвестными дистанциями.
Во время тренировочных стрельб
Поскольку вы не можете уделять внимание одновременно всем аспектам стрельбы, в каждую тренировку нужно сосредоточиться только на одном аспекте, таком как управление спуском, дыхание, сопровождение выстрела и так далее. Периодически меняйте такой специальный акцент на каждых стрельбах, а также привлекайте к своему обучению наблюдателя.
ФБР рекомендует, чтобы полицейские снайперы практиковались как минимум ежемесячно, для того, чтобы поддерживать приемлемый уровень стрелковых навыков, что составляет хороший минимальный уровень. Если вы можете стрелять чаще, так и поступайте во что бы то ни стало. Я никогда не знал ни одного хорошего стрелка, характеристики которого ухудшились бы из-за большой стрелковой практики.
Как только вы изучили основы, вам не нужно стрелять более 20 выстрелов за стрелковую тренировку. Ведите огонь медленно и считайте каждый выстрел – так же, как вы поступали бы в реальных условиях. Никогда не позволяйте себе скатываться до бездумного бабаханья.
Потратьте половину времени на стрельбище на реальную стрелковую практику на известные дистанции, стреляя по мишеням с кругами. Вторая половина каждой стрелковой тренировки посвящается упражнениям, которые – вместе с точной стрельбой – требуют от снайпера терпения, рассудительности и самодисциплины. Вы никогда не должны иметь возможность делать более одного выстрела по мишени при выполнении этих упражнений.
В таблице приведены подробные рекомендации для различных категорий стрелковых тренировок, такие как дневные и ночные, из различных положений, по различным типам мишеней и так далее. Конечно же, они не являются истиной в последней инстанции в стрелковых тренировках, но показывают необходимость детально продумывать реальную тренировочную программу.
Даже если на вашем прицеле установлен превосходный КСТП, вам все же придется иногда применять вынос точки прицеливания для компенсации расстояния. Это происходит потому, что гораздо быстрее атаковать многочисленные цели на разных дистанциях выносом точки прицеливания, чем постоянно менять установки КСТП. Армейские прицелы, снабженные сеткой Mil-Dot, дают возможность осуществлять вынос [точки прицеливания], но поскольку они также оборудованы КСТП, такая возможность используется редко, если вообще используется. В баллистических таблицах, приведенных в этой книге, показаны точные значения выноса, необходимые для множества популярных снайперских боеприпасов, включая калибры .223, .308 и .300 Winchester Magnum.
Практикуйтесь так, как вы действуете
Ваши тренировочные стрельбы не принесут большой пользы, если они точно не отражают то, как вы действительно действуете в полевых условиях. Раскатывание комфортабельного стрелкового мата и надевание сделанной на заказ куртки для стрельбы имеют так же мало общего со снайпингом, как и с экспедицией на Марс. Но есть также и другие способы, менее очевидные, но такие же нереалистичные.
Я видел некоторых снайперов, которые надевали на стрельбище закрепляющиеся ремешком подушечки для снижения отдачи. Будут ли у них такие подушечки в полевых условиях? И как насчет наушников? Лучше использовать беруши, которые вставляются непосредственно в ухо, так что у вас не развивается неправильная прикладка в ходе тренировочных стрельб – и у вас в конечном итоге будет такая же защита слуха, как и в полевых условиях.
Ношение гражданской одежды вместо тактической униформы с полным снаряжением также далеко от реальности. Как повлияет бронежилет, или разгрузочный жилет на положение тела [при стрельбе], если вы не тренируетесь с ними во время учебных стрельб?
Стрельба на большие дальности для полицейских
Поскольку в реальности средний выстрел полицейского снайпера происходит на дальности менее 100 ярдов, и он почти всегда работает в городских условиях, нужна ли снайперам правоохранительных органов тренировка в стрельбе на большие дальности?
Я утверждаю: безусловно да. Во-первых, стрельба на большие дальности усиливает ошибки, которые даже не видны на 100 ярдах, и поэтому даже не могут быть распознаны и скорректированы. Также полицейскому снайперу необходимо использовать весь спектр возможностей, как своих, так и своей винтовки. Для большинства полицейских курсантов стали сюрпризом группы попаданий размером с пивную банку при стрельбе на 500 ярдов – их группы попаданий, которые они [впоследствии] делали на близкой дистанции, значительно сужались, поскольку они практиковались в стрельбе на дальнюю дистанцию.
И даже притом, что большинство реальных выстрелов производятся на ближней дистанции, полицейский снайпер должен быть готов к менее вероятным, но вполне реальным угрозам на больших дистанциях. Вполне возможно ему придется вести огонь по сумасшедшему, развязавшему стрельбу в Рождество с крыши самого оживленного в городе торгового центра, или прикрывать захваченный самолет местных авиалиний, когда нет возможности подобраться к нему ближе 400 ярдов. Таким образом, хотя рекомендации и предлагают 75 процентов тренировочных стрельб для полицейских проводить на дальностях менее 200 ярдов, оставшиеся 25 процентов стрельб необходимо вести на всех дистанциях вплоть до 600 ярдов.
Превосходная учебная винтовка Krico Super Sniper .22 калибра с тяжелым стволом, целевым спусковым механизмом и щелевым пламегасителем. |
Из-за разрастания городов и уменьшения близлежащих стрельбищ для мощных винтовок, некоторые полицейские снайперы приобрели винтовки с тяжелым стволом малых калибров, таких как .22 Long Rifle или .17 Magnum Rimfire фирмы Hornady, которые позволяют хорошо тренироваться на 50-ярдовых стрельбищах. Чтобы быть полезными, такие тренировочные винтовки должны быть такого же качества и приближаться по массе к обычной снайперской винтовке. Это ни в коем случае не может заменить регулярных тренировок с тренировочными стрельбами со служебным оружием, но дает возможность для снайперов правоохранительных органов проводить больше времени на стрельбище, и это бесспорно выгодно.
An Advanced Training Manual for Military
and Police Snipers
Maj. John L. Plaster, USAR (Ret.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий