Проникающее и запреградное действие


Преимуществом и недостатком использования мощных винтовок силами правопорядка является способность пули пробивать среду. 

Я ярый защитник .308 калибра для полицейской работы в частности потому, что пули такого калибра могут проникать через наиболее распространенные среды, такие как двери автомобиля и окна, сохраняя, в то же время, достаточный вес и скорость для оказания смертельного воздействия на подозреваемого. 

С другой стороны, существует обоснованное беспокойство о запреградном действии пуль, которое представляет опасность, являющуюся результатом того, что пуля полностью проходит через тело субъекта и ставит в опасное положение свидетелей или других офицеров полиции. Если пуля .308 калибра выходит из тела, потеряв почти половину скорости, ее кинетическая энергия сопоставима с полной энергией пули калибра .357 Magnum, которая представляет не меньшую опасность. Столкнувшись однажды с ситуацией, когда дружественная пуля пробила стену и прошла мимо моей головы в 3 дюймах, я озаботился этой проблемой. 
боеприпасы для пробивания преград
Разнообразие боеприпасов для пробивания преград (слева направо):
5,56-мм М855; патроны .223 калибра Federal и Hornady для пробивания стекла;
патрон ТАР фирмы Hornady для пробивания преград в .308 калибре со
165-грановой пулей; 7,72-мм патрон с оболочечной пулей;
«Тактический боеприпас» фирмы Federal в .308 калибре
со 165-грановой пулей; и немецкий патрон с
оболочечной пулей в калибре .300 WinMag.
Одно из решений, защищаемое некоторыми офицерами сил правопорядка, состоит в использовании для снайпинга .223 калибра, поскольку пуля этого калибра дробится и имеет меньше шансов оказать запреградное воздействие. Хотя их мнение настолько же значимо, как и мое, мне не нравится ограничивать наш потенциал из-за редко встречающейся проблемы безопасности; я никогда не слышал о ком-либо в этой стране, пораженном пулей снайпера, прошедшей через тело подозреваемого. Насколько это возможно, настолько же существует опасность поражения заложников осколками костей или отклонившейся пулей. Здесь не должно быть никаких сомнений: ведению огня при освобождении заложников присущи врожденные опасности – это одна горячая кухня. 
Моя личная рекомендация – учитывать необходимость наличия прочного барьера за целью – под которым я имею в виду толстый слой материала, который остановит летящую пулю – и даже сместиться самому, чтобы использовать такой барьер.

Другой аспект рассмотрения преград состоит в том, чтобы точно знать, какой степени проникновения вы можете достичь, ведя огонь по забаррикадировавшемуся противнику или подозреваемому. У нас есть данные Армии США, полученные при проведении множества баллистических тестов, как с калибром 5,56-мм, так и с 7,62-мм НАТО. Помните, что они относятся к полностью оболочечным армейским боеприпасам, а не к пулям с мягким носиком, или пулям с экспансивной полостью.

Важно заметить, что 5,56-мм – самая своеобразная пуля, которая проникает в преграды, такие как сосновые доски и мешки с песком, на большей дистанции глубже, чем на меньшей. Это связано с тем, что изначально пуля летит так быстро, что она фрагментируется при попадании и теряет импульс. Согласно тому же тесту, 55-грановая пуля М193 пробивает армейский бронежилет более чем на 700 метрах и каску с подшлемником на 550 ярдах. Все эти результаты немного лучше, чем результаты тестов, проведенных одним из моих сержантов Гари Гамрадтом (Gary Gamradt) и мной несколько лет назад, которые я вскоре опишу.

В ходе другого теста, проведенного Армией США, патроном М80 калибра 7,62-мм с оболочечной 147-грановой пулей вели огонь с дистанции 200 метров (220 ярдов) и получили следующие результаты: 
  •  Проникновение в сосновые доски: 50 дюймов; 
  •  Проникновение в сыпучий песок: 10 дюймов; 
  •  Проникновение в прочный бетон: 3 дюйма. 
Я интерпретирую эти результаты следующим образом – я могут вести огонь по противнику, укрывшемуся даже за широким деревом, выстрелив оболочечной пулей прямо через него. Мы узнаем больше данных о проникновении в бетон и песок из следующего теста, но я надеюсь, что вы начали отмечать, что различные тесты не обязательно приводят к идентичным результатам, что вызывает существенное беспокойство по поводу проникновения пули в различные среды.

В нашей следующей таблице приведены данные по 7,62-мм патрону М80 с оболочечной пулей; огонь велся из пулемета М60 очередями по пять выстрелов, записывались данные о пуле, проникшей в преграду глубже всех. Поскольку некоторые, но не все пули помогали следующим глубже проникнуть в преграду, существует случайная степень вероятности глубины проникновения, и такие результаты я считаю слишком случайными.
данные по проникновению в преграды бронебойных оболочечных пуль

Недавно я проверил множество снайперских боеприпасов стрельбой по растущим деревьям, чтобы измерить степень проникновения и помочь вам определить качество укрытия, которое они могут дать, а также определить через дерево какой толщины можно вести огонь, чтобы поразить укрывшегося за ним противника. После первых же выстрелов, я обнаружил, что мои результаты не соответствуют приведенным в предыдущих параграфах. За исключением случая, когда вы участвуете в перестрелке на складе пиломатериалов, маловероятно, что данные о пробитии сосновых досок имеют отношение к делу. Также одно дерево не такое же как другое того же диаметра, что может подтвердить вам любой лесник, особенно отличается твердая древесина от мягкой. Даже сосновые деревья, например, различаются содержанием в них сока и сопротивлением, оказываемым пуле. 

Вот мое итоговое заключение: все эти данные по проникновению пуль в преграды представляют собой интересную базу для расчетов, которую вы должны учитывать, но вы должны проверить, как ваши боеприпасы пробивают преграды, с которыми вы вероятнее всего встретитесь в вашей зоне действий. В Ираке, где недостаток древесины означает, что большинство домов построено из глиняных кирпичей, вы должны знать, насколько хорошо ваши разнообразные снайперские боеприпасы пробивают подобные материалы. Дома в афганских горных кишлаках наоборот, зачастую сложены из естественного камня. Пальмовые деревья, мне представляется, почти не оказывают сопротивления пуле .308 калибра, но вы должны убедиться в этом, если служите в Ираке. Полицейский снайпер должен понимать отличия в ведении огня через пустотелую деревянную дверь в жилом доме и через металлическую дверь в коммерческом здании и знать пробивную способность своих боеприпасов в обоих сценариях. 

Гораздо более предсказуема информация относительно бронебойных патронов калибра .30-06 – боеприпасов с черным носиком, характеристики которых примерно на 10 процентов лучше, чем у его конкурентов калибра 7,62-мм. (Смотрите таблицу на странице 180.) Я уверен в его точностных характеристиках и эффективности по пробиванию преград. Особенно стоит заметить, что этот боеприпас пробивает 7 дюймов бетона и что влажная почва гораздо лучше пробивается, чем сухая почва, песок или глина. 

Д-р Мартин Фэклер (Martin Fackler),
авторитет по раневой баллистике,
вместе с автором на национальной
конференции S.W.A.T., куда оба
были приглашены в качестве
докладчиков.
Наши последние данные касаются тестов, проведенных штаб-сержантом Гамрадтом и мной несколько лет назад, которые хоть и контролировались недостаточно, чтобы быть названными научными, все же могут привести к интересным заключениям. Наиболее неожиданным было то, что ни одна пуля не пробила обычную стенку из армейских мешков с песком даже на 100 ярдах. Как можно видеть, наша каска гораздо лучше противостояла пуле калибра 5,56-мм, чем в армейском тесте. Кроме того, одно любопытное наблюдение состояло в том, что хоть некоторые из этих сред были действительно пробиты, пуля потеряла столько энергии, что я сомневаюсь, что она обладала бы достаточным поражающим действием. Когда такая пуля калибра 5,56-мм проходила через 4 дюйма сосновых досок на 400 ярдах, она почти полностью теряла скорость. 

Именно такой вид результатов должен измеряться, поскольку не одни имеющиеся на данный момент данные не говорят нам, какую скорость сохраняет пуля после прохождения такой преграды. Теоретически, если пуля выходит из препятствия и не причиняя вреда падает на землю, она «прошла тест», даже если не способна причинить ранение. 

И действительно, любая стрельба через препятствия должна считаться сомнительной затеей, особенно опасной, когда она может затронуть находящихся поблизости бойцов дружественных подразделений или при спасении заложников. Хотя она приемлема для военного использования, стрельба через препятствия является рискованным делом для правоохранительных подразделений и ее применение должно быть продиктовано только крайней необходимостью.


The Ultimate Sniper:
An Advanced Training Manual for Military
and Police Snipers

Maj. John L. Plaster, USAR (Ret.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий